СПО

1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность функционирования
информационных систем» является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) для специальности 09.02.02
Компьютерные сети.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена
Дисциплина «Безопасность функционирования информационных систем» относится к
профессиональному модулю «Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры».
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь
практический опыт:
- обслуживания сетевой инфраструктуры;
- удаленного администрирования сетевой инфраструктуры;
- поддержки пользователей сети, настройки аппаратного и программного обеспечения
сетевой инфраструктуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять мониторинг и анализ работы локальной сети с помощью программноаппаратных средств;
- правильно оформлять техническую документацию;
- наблюдать за трафиком, выполнять операции резервного копирования и
восстановления данных;
- устанавливать, тестировать и эксплуатировать информационные системы, согласно
технической документации, обеспечивать антивирусную защиту.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- задачи управления: анализ производительности и надежности, управление
безопасностью, учет трафика, управление конфигурацией;
- средства мониторинга и анализа локальных сетей;
- основные понятия информационных систем, жизненный цикл, проблемы обеспечения
технологической безопасности информационных систем, требования к архитектуре
информационных систем и их компонентам для обеспечения безопасности
функционирования, оперативные методы повышения безопасности функционирования
программных средств и баз данных;
- основные требования к средствам и видам тестирования для определения
технологической безопасности информационных систем.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (Перечень
формируемых компетенций)
Учащийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры.
ПК 3.1. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и
программно-аппаратные средства компьютерных сетей.
ПК 3.2. Проводить профилактические работы на объектах сетевой инфраструктуры и
рабочих станциях.
ПК 3.3. Эксплуатация сетевых конфигураций.
ПК 3.4. Участвовать в разработке схемы послеаварийного восстановления
работоспособности компьютерной сети, выполнять восстановление и резервное
копирование информации.
ПК 3.5. Организовывать инвентаризацию технических средств сетевой инфраструктуры,
осуществлять контроль оборудования после его ремонта.
ПК 3.6. Выполнять замену расходных материалов и мелкий ремонт периферийного
оборудования, определять устаревшее оборудование и программные средства сетевой
инфраструктуры.

Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- настройки сервера и рабочих станций для безопасной передачи информации;

- установки Web – сервера;

- организации доступа к локальным и глобальным сетям;

- сопровождения и контроля использования почтового сервера, SQL – сервера и др.;

- расчета стоимости лицензионного программного обеспечения сетевой инфраструктуры;

- сбора данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей;

уметь:

- администрировать локальные вычислительные сети;

- принимать меры по устранению возможных сбоев;

- устанавливать информационную систему;

- создавать и конфигурировать учетные записи отдельных пользователей и пользовательских групп;

- регистрировать подключение к домену, вести отчетную документацию;

- рассчитывать стоимость лицензионного программного обеспечения сетевой инфраструктуры;

- устанавливать и конфигурировать антивирусное программное обеспечение, программное обеспечение баз данных, программное обеспечение мониторинга,

- обеспечивать защиту при подключении к Интернет средствами операционной системы;

знать:

- основные направления администрирования компьютерных сетей;

- типы серверов, технологию «клиент-сервер»;

- способы установки и управления сервером;

- утилиты, функции, удаленное управление сервером;

- технологии безопасности, протоколы авторизации, конфиденциальность и безопасность при работе в Web;

- использование кластеров;

- взаимодействие различных операционных систем;

- автоматизацию задач обслуживания;

- мониторинг и настройку производительности;

- технологию ведения отчетной документации;

- классификацию программного обеспечения сетевых технологий, и область его применения;

- лицензирование программного обеспечения;

- оценку стоимости программного обеспечения в зависимости от способа и места его использования.

1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.02 Компьютерные сети и 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника по направлению 09.00.00 Информатика и вычислительная техника; Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована: · в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) · для эффективной организации индивидуального информационного пространства, автоматизации коммуникационной деятельности, эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности. 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы (раздел общепрофессиональные дисциплины). 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5, ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1 Умения: Управлять параметрами загрузки операционной системы. Выполнять конфигурирование аппаратных устройств. Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей. Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети. Знания: Основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем. Архитектуры современных операционных систем. Особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows". Принципы управления ресурсами в операционной системе. Основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах.

1. Область применения и место профессионального модуля в структуре ППССЗ

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) в соответствии с ФГОС среднего общего образования.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа учебной дисциплины может использоваться другими профессиональными образовательными  организациями,  реализующими  образовательную  программу  среднего  общего образования в пределах освоения ППССЗ и ППКРС СПО на базе основного общего образования:

  • 21.02.01 "Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений"
  • 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей"

2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  • формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
  • приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
  • владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать  информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
  • осознание своего места в информационном обществе;
  • готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
  • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

метапредметных:

  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
  • использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
  • использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
  • умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
  • умение использовать средства информационно - коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

  • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
  • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
  • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
  • сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
  • сформированность представлений о компьютерно - математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  • владение типовыми приёмами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
  • сформированность базовых навыков и умений соблюдения требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете,  а также формирование следующих общих компетенций по специальностям и профессиям СПО:

· ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

· ОК 02 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

· ОК 03 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

· ОК 04 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

· ОК 05 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

· ОК 06 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

· ОК 07 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания.

· ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

· ОК 09 Быть готовым к  смене технологий в профессиональной деятельности.


1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

-       ПК 2.1. Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

-       ПК 2.2. Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов.

-       ПК 2.3. Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности.

-       ПК 2.4. Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения.

-       ПК 2.5. Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию.

-       ПК 2.6. Участвовать в измерении и контроле качества продуктов.

 

Программа профессионального модуля может быть использована для подготовки специалистов по очно-заочной и заочной формам обучения по специальности СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) и проведения курсов повышения квалификации и переподготовки.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  Профессиональный модуль.

 

1.3. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

-         сбора и анализа информации для определения потребностей клиента;

-         разработки и публикации программного обеспечения отраслевой направленности со статистическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов;

-         отладки и тестирования программного обеспечения отраслевой направленности;

-         адаптации программного обеспечения отраслевой направленности;

-         разработки и ведения проектной и технической документации;

-         измерения и контроля характеристик программного продукта.

уметь:

-       проводить анкетирование и интервьюирование;

-       строить структурно-функциональные схемы;

-       анализировать бизнес-информацию с использованием различных методик;

-       формулировать потребности клиента в виде четких логических конструкций;

-       участвовать в разработке технического задания;

-       идентифицировать, анализировать и структурировать объекты информационного контента;

-       разрабатывать информационный контент с помощью языков разметки;

-       разрабатывать программное обеспечение с помощью языков программирования информационного контента;

-       разрабатывать сценарии;

-       размещать информационный контент в глобальных и локальных сетях;

-       использовать инструментальные среды поддержки разработки, системы управления контентом;

-       создавать анимации в специализированных программных средах;

-       работать с мультимедийными инструментальными средствами;

-       осуществлять выбор метода отладки программного обеспечения;

-       формировать отчеты об ошибках;

-       составлять наборы тестовых заданий;

-       адаптировать и конфигурировать программное обеспечение для решения поставленных задач;

-       осуществлять адаптивное сопровождение программного продукта или информационного ресурса;

-       использовать системы управления контентом для решения поставленных задач;

-       программировать на встроенных алгоритмических языках;

-       составлять техническое задание;

-       составлять техническую документацию;

-       тестировать техническую документацию;

-       выбирать характеристики качества оценки программного продукта;

-       применять стандарты и нормативную документацию по измерению и контролю качества;

-       оформлять отчет проверки качества;

знать:

-       отраслевую специализированную терминологию;

-       технологии сбора информации;

-       методики анализа бизнес-процессов;

-       нотации представления структурно-функциональных схем;

-       стандарты оформления результатов анализа;

-       специализированное программное обеспечение проектирования и разработки информационного контента;

-       технологические стандарты проектирования и разработки информационного контента;

-       принципы построения информационных ресурсов;

-       основы программирования информационного контента на языках высокого уровня;

-       стандарты и рекомендации на пользовательские интерфейсы;

-       компьютерные технологии представления и управления данными;

-       основы сетевых технологий;

-       языки сценариев;

-       основы информационной безопасности;

-       задачи тестирования и отладки программного обеспечения;

-       методы отладки программного обеспечения;

-       методы тестирования программного обеспечения;

-       алгоритмизацию и программирование на встроенных алгоритмических языках;

-       архитектуру программного обеспечения отраслевой направленности;

-       принципы создания информационных ресурсов с помощью систем управления контентом;

-       архитектуру и принципы работы систем управления контентом;

-       основы документооборота;

-       стандарты составления и оформления технической документации;

-       характеристики качества программного продукта;

-       методы и средства проведения измерений;

-       основы метрологии и стандартизации.