ВО

Б1.0.07.20 Биофизика

Предмет «Биофизика» является дисциплиной вариативной части учебного плана подготовки специалистов по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Профиль: Биология и химия, изучается в 7 семестре.

Биофизика как междисциплинарная наука, находящаяся на стыке биологии, физики, химии и математики, играет существенную роль в формировании мировоззрения современного биолога, дает базу для глубокого усвоения других дисциплин, относящихся к разделу физико-химической биологии и биотехнологии.

Современную биофизику можно определить как физику явлений жизни, изучаемых на всех уровнях, начиная от молекулярного и клеточного уровня и до биосферного. В данном курсе рассматриваются строение и свойства биологически функциональных молекул, механизмы протекания процессов в клеточных структурах, физико-математические модели биологических процессов.

для студентов ПО(БиХ) 4 КУРС

В программу курса так же включено рассмотрение общетеоретических подходов к явлениям жизни, основанных на термодинамике и теории информации.

Цель дисциплины (модуля) -

Сформировать у студентов современные представления о физике биологических структур молекулярного, клеточного и организменного уровней организации, рассмотреть область применения физических методов при исследовании биологических систем, изучить основные проблемы, стоящих перед различными разделами биофизики.

Задачи дисциплины (модуля):

Задачи дисциплины: · Сформировать системные представления о физике биологических структур на основе знаний смежных естественнонаучных дисциплин (физика, математика, биохимия и физиология); · изучить основные понятия, гипотезы, теории и законы биофизики; · рассмотреть закономерности физической организации живой материи на разных уровнях, начиная от молекулярного и заканчивая биосферным;

·        дать представление об основных объектах и методах исследования (как теоретических, так и практических) молекулярной биофизики, биофизики клетки и биофизики сложных систем; · научить студентов грамотному восприятию практических проблем, связанных с биофизикой в целом;

     

Дисциплина «Биомеханика» относится к блоку 1 вариативной части  (Б1.В.26) изучается на 3 курсе в 5 семестре по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура.

               

Цель дисциплины (модуля) -

формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности, базирующейся на использовании современных возможностей аппаратно-программных средств в различных физкультурно-оздоровительных областях. Ознакомить студентов с биомеханическими основами строения двигательного аппарата человека и физических упражнений как специфического средства оздоровительной физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Задачи дисциплины (модуля):

- раскрытие сложности строения двигательных действий человека, которая обусловлена сложностью строения его двигательного аппарата, системы управления движениями, подчинением движений законам не только механики, но и биологии, обусловленностью движений психической деятельностью человека;

- овладение студентами профессионально-педагогическими умениями и навыками самостоятельного обоснования техники оздоровительных упражнений и умелое их использование во время практических занятий с обучаемыми;

- совершенствование профессиональных знаний, умений и практических навыков в оздоровительной деятельности;    

- приобретение навыков проведения занятий с людьми с отклонениями в состоянии здоровья;

- развитие творческого мышления студентов, навыков самостоятельного ведения научных исследований, критического анализа эффективности оздоровительного процесса, умений выявить и внедрять в практику положительные приемы как личной, практической деятельности, так и опыта передовых отечественных и зарубежных специалистов;

- передача студентам системы знаний, умений, навыков;

- помощь в применении полученных знаний, умений в практике работы;

- развитие умений самостоятельно повышать уровень знаний;

- воспитание интереса к будущей профессии.

Цель дисциплины -

ознакомление студентов с естественнонаучной картиной мира как важнейшим феноменом современной науки, ее ролью в решении социальных проблем современности и сохранении жизни на Земле.

К основной практической цели курса следует отнести развитие у студентов умения сочетать достижения естественнонаучных и гуманитарных наук, научно объяснять взаимосвязь природных и социальных процессов.

Применяя профессиональные языковые навыки использовать англоязычные источники информации по предмету.

Знакомство с культурой и   достижений в станах Востока.

 

Задачи дисциплины :

Широта предметного поля дисциплины определяет многообразие ее задач:

  1. раскрыть особенности современной естественнонаучной картины мира, в том числе – в ее связи с наиболее значимыми феноменами гуманитарной культуры;
  2. обозначить этапы становления научного естествознания в рамках общего культурно-исторического процесса;
  3. обозначить основные естественнонаучные концепции, описывающие сущность и взаимодействие материальных объектов, пространства и времени, происхождения Земли, жизни и социальности;
  4. раскрыть сущность современных философских концепций в их связи с естественнонаучной методологией (основы системного,  эволюционно-синергетического подходов, концепция устойчивого развития);
  5. сформировать у студентов уровень естественнонаучной грамотности, необходимый для адекватного понимания современных социально-экологических проблем, потребностей и возможностей современного человека, возможных сценариев дальнейшего развития человечества.

2 Место дисциплины «Естественнонаучная картина мира»  в структуре образовательной программы

Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» относится к блоку 1 вариативной части  (Б1.В.18) изучается на 3 курсе в 6 семестре по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование, Профиль: история

Данная дисциплина читается в шестом семестре третьего курса.

  Курс   Б1.О.06.02  Методика обучения физике для студентов направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Курс расчитан на тир семестра (7, 8 и9).

Предполагается размещение лекционного, группового и индивидуальных заданий семестрового характера, а также задания для прохождения практики.

Дисциплина Теоретическая механика относится к базовой (вариативной) части цикла математических и естественнонаучных (профессиональных)дисциплин и является обязательной при освоении ООП  по направлениям подготовки 13.03.02. Электроэнергетика и электротехника,

 Цель дисциплины является изучение общих законов, которым подчиняются движение и равновесие материальных тел и возникающие при этом взаимодействия между телами, а также овладение основными алгоритмами исследования равновесия и движения механических систем. На данной основе становится возможным построение и исследование механико-математических моделей, адекватно описывающих разнообразные механические явления. Помимо этого, при изучении теоретической механики вырабатываются навыки практического использования методов, предназначенных для математического моделирования движения систем твёрдых тел. Задачи дисциплины:

 • изучение реакций связей, условий равновесия плоской и пространственной системы сил, теории пар сил, законов трения и качения, кинематических характеристик движения точки, частных и общих случаев движения твердого тела, дифференциальных уравнений движения точки, общих теорем динамики, теории удара;

 • приобретение умений использовать законы и методы теоретической механики как основы описания и расчетов механизмов и систем;

• приобретение навыков составления расчетных схем реальных систем и механизмов и решения соответствующих математических задач;

Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты:

 - Материальная точка. - Система материальных точек.

 - Абсолютно твердое тело.

- Система тел.

После изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

 Знать:

– основные понятия, аксиомы и теоремы статики;

 – основные понятия и методы изучения кинематики точки и абсолютно твердого тела;

 – законы механики Галилея-Ньютона, дифференциальные уравнения движения материальной точки в инерциальной системе;

 – меры механического движения, общие теоремы динамики и соответствующие законы сохранения;

Уметь применять:

– уравнения равновесия твердого тела и системы тел;

 – методы исследования кинематики точки и абсолютно твердого тела;

 – общие теоремы динамики материальной точки и механической системы;

 – дифференциальные уравнения движения материальной точки и механической системы;

 – принцип Даламбера для определения динамических реакций связей;

 Владеть:

– методами и приёмами самостоятельного мышления при выборе математических моделей и расчетных схем для решения инженерных задач.

 – навыками составления уравнений равновесия и движения материальных тел, применения аналитических и численных методов для их решения.

Краткое содержание дисциплины: Статика. Кинематика. Динамика материальной точки и системы.

Теоретическая механика является одной из фундаментальных естественнонаучных дисциплин, изучаемых в вузах на технических специальностях. В курсе теоретической механики изучается: законы движения и равновесия материальных тел, находящихся под действием сил. Дисциплина излагает основы механики материальной точки, системы материальных точек и твердого тела. Теоретическая механика является базовым для последующих специальных технических дисциплин. Включает в себя следующие разделы: введение, статика, кинематика, динамика.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия и самостоятельная работа, в том числе, подготовка к контрольной работе и текущему контролю знаний.

Формы контроля: Итоговый контроль – экзамен.

Итоговый тест для атестации потока студентов ТНИ 11С и 11Н