Смирнова Марина Александровна
ВО
Б1.0.07.20 Биофизика
Предмет «Биофизика» является дисциплиной вариативной части учебного плана подготовки специалистов по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Профиль: Биология и химия, изучается в 7 семестре.
Биофизика как междисциплинарная наука, находящаяся на стыке биологии, физики, химии и математики, играет существенную роль в формировании мировоззрения современного биолога, дает базу для глубокого усвоения других дисциплин, относящихся к разделу физико-химической биологии и биотехнологии.
Современную биофизику можно определить как физику явлений жизни, изучаемых на всех уровнях, начиная от молекулярного и клеточного уровня и до биосферного. В данном курсе рассматриваются строение и свойства биологически функциональных молекул, механизмы протекания процессов в клеточных структурах, физико-математические модели биологических процессов.
для студентов ПО(БиХ) 4 КУРС
В программу курса так же включено рассмотрение общетеоретических подходов к явлениям жизни, основанных на термодинамике и теории информации.
Цель дисциплины (модуля) -
Сформировать у студентов современные представления о физике биологических структур молекулярного, клеточного и организменного уровней организации, рассмотреть область применения физических методов при исследовании биологических систем, изучить основные проблемы, стоящих перед различными разделами биофизики.
Задачи дисциплины (модуля):
Задачи дисциплины: · Сформировать системные представления о физике биологических структур на основе знаний смежных естественнонаучных дисциплин (физика, математика, биохимия и физиология); · изучить основные понятия, гипотезы, теории и законы биофизики; · рассмотреть закономерности физической организации живой материи на разных уровнях, начиная от молекулярного и заканчивая биосферным;
· дать представление об основных объектах и методах исследования (как теоретических, так и практических) молекулярной биофизики, биофизики клетки и биофизики сложных систем; · научить студентов грамотному восприятию практических проблем, связанных с биофизикой в целом;
- Преподаватель: Смирнова Марина Александровна
Дисциплина «Биомеханика» относится к блоку 1 вариативной части (Б1.В.26) изучается на 3 курсе в 5 семестре по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура.
Цель дисциплины (модуля) -
формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности, базирующейся на использовании современных возможностей аппаратно-программных средств в различных физкультурно-оздоровительных областях. Ознакомить студентов с биомеханическими основами строения двигательного аппарата человека и физических упражнений как специфического средства оздоровительной физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи дисциплины (модуля):
- раскрытие сложности строения двигательных действий человека, которая обусловлена сложностью строения его двигательного аппарата, системы управления движениями, подчинением движений законам не только механики, но и биологии, обусловленностью движений психической деятельностью человека;
- овладение студентами профессионально-педагогическими умениями и навыками самостоятельного обоснования техники оздоровительных упражнений и умелое их использование во время практических занятий с обучаемыми;
- совершенствование профессиональных знаний, умений и практических навыков в оздоровительной деятельности;
- приобретение навыков проведения занятий с людьми с отклонениями в состоянии здоровья;
- развитие творческого мышления студентов, навыков самостоятельного ведения научных исследований, критического анализа эффективности оздоровительного процесса, умений выявить и внедрять в практику положительные приемы как личной, практической деятельности, так и опыта передовых отечественных и зарубежных специалистов;
- передача студентам системы знаний, умений, навыков;
- помощь в применении полученных знаний, умений в практике работы;
- развитие умений самостоятельно повышать уровень знаний;
- воспитание интереса к будущей профессии.
- Преподаватель: Смирнова Марина Александровна
Цель дисциплины -
ознакомление студентов с естественнонаучной картиной мира как важнейшим феноменом современной науки, ее ролью в решении социальных проблем современности и сохранении жизни на Земле.
К основной практической цели курса следует отнести развитие у студентов умения сочетать достижения естественнонаучных и гуманитарных наук, научно объяснять взаимосвязь природных и социальных процессов.
Применяя профессиональные языковые навыки использовать англоязычные источники информации по предмету.
Знакомство с культурой и достижений в станах Востока.
Задачи дисциплины :
Широта предметного поля дисциплины определяет многообразие ее задач:
- раскрыть особенности современной естественнонаучной картины мира, в том числе – в ее связи с наиболее значимыми феноменами гуманитарной культуры;
- обозначить этапы становления научного естествознания в рамках общего культурно-исторического процесса;
- обозначить основные естественнонаучные концепции, описывающие сущность и взаимодействие материальных объектов, пространства и времени, происхождения Земли, жизни и социальности;
- раскрыть сущность современных философских концепций в их связи с естественнонаучной методологией (основы системного, эволюционно-синергетического подходов, концепция устойчивого развития);
- сформировать у студентов уровень естественнонаучной грамотности, необходимый для адекватного понимания современных социально-экологических проблем, потребностей и возможностей современного человека, возможных сценариев дальнейшего развития человечества.
2 Место дисциплины «Естественнонаучная картина мира» в структуре образовательной программы
Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» относится к блоку 1 вариативной части (Б1.В.18) изучается на 3 курсе в 6 семестре по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование, Профиль: история
Данная дисциплина читается в шестом семестре третьего курса.
- Преподаватель: Смирнова Марина Александровна
Курс Б1.О.06.02 Методика обучения физике для студентов направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Курс расчитан на тир семестра (7, 8 и9).
Предполагается размещение лекционного, группового и индивидуальных заданий семестрового характера, а также задания для прохождения практики.
- Преподаватель: Смирнова Марина Александровна
Дисциплина Теоретическая механика относится к базовой (вариативной) части цикла математических и естественнонаучных (профессиональных)дисциплин и является обязательной при освоении ООП по направлениям подготовки 13.03.02. Электроэнергетика и электротехника,
Цель дисциплины является изучение общих законов, которым подчиняются движение и равновесие материальных тел и возникающие при этом взаимодействия между телами, а также овладение основными алгоритмами исследования равновесия и движения механических систем. На данной основе становится возможным построение и исследование механико-математических моделей, адекватно описывающих разнообразные механические явления. Помимо этого, при изучении теоретической механики вырабатываются навыки практического использования методов, предназначенных для математического моделирования движения систем твёрдых тел. Задачи дисциплины:
• изучение реакций связей, условий равновесия плоской и пространственной системы сил, теории пар сил, законов трения и качения, кинематических характеристик движения точки, частных и общих случаев движения твердого тела, дифференциальных уравнений движения точки, общих теорем динамики, теории удара;
• приобретение умений использовать законы и методы теоретической механики как основы описания и расчетов механизмов и систем;
• приобретение навыков составления расчетных схем реальных систем и механизмов и решения соответствующих математических задач;
Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты:
- Материальная точка. - Система материальных точек.
- Абсолютно твердое тело.
- Система тел.
После изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Знать:
– основные понятия, аксиомы и теоремы статики;
– основные понятия и методы изучения кинематики точки и абсолютно твердого тела;
– законы механики Галилея-Ньютона, дифференциальные уравнения движения материальной точки в инерциальной системе;
– меры механического движения, общие теоремы динамики и соответствующие законы сохранения;
Уметь применять:
– уравнения равновесия твердого тела и системы тел;
– методы исследования кинематики точки и абсолютно твердого тела;
– общие теоремы динамики материальной точки и механической системы;
– дифференциальные уравнения движения материальной точки и механической системы;
– принцип Даламбера для определения динамических реакций связей;
Владеть:
– методами и приёмами самостоятельного мышления при выборе математических моделей и расчетных схем для решения инженерных задач.
– навыками составления уравнений равновесия и движения материальных тел, применения аналитических и численных методов для их решения.
Краткое содержание дисциплины: Статика. Кинематика. Динамика материальной точки и системы.
Теоретическая механика является одной из фундаментальных естественнонаучных дисциплин, изучаемых в вузах на технических специальностях. В курсе теоретической механики изучается: законы движения и равновесия материальных тел, находящихся под действием сил. Дисциплина излагает основы механики материальной точки, системы материальных точек и твердого тела. Теоретическая механика является базовым для последующих специальных технических дисциплин. Включает в себя следующие разделы: введение, статика, кинематика, динамика.
Виды учебной работы: лекции, практические занятия и самостоятельная работа, в том числе, подготовка к контрольной работе и текущему контролю знаний.
Формы контроля: Итоговый контроль – экзамен.
- Преподаватель: Смирнова Марина Александровна
Использование курса Физика в системе Moodle в образовательном процессе позволяет:
· формировать у обучающихся способность к самостоятельному поиску, к постоянному, непрерывному самообразованию, стремление к творческому использованию знаний на практике;
· обеспечивать более высокое качество освоения содержания учебной дисциплины при более рациональном использовании времени обучающегося.
Электронный курс Физика может использоваться в дополнение к аудиторной работе:
· студентам обеспечивается самостоятельное освоение материала в случае пропуска занятия;
· устраняются пробелы путём повторения;
· предоставляется возможность лучше сориентироваться в общем объёме и содержании изучаемого материала.
Использование элемента «Лекция» можно использовать в учебном процессе следующим образом:
– во время лекции отпадает необходимость конспектирования, что позволяет преподавателю увеличить объем рассматриваемого материала, а студентам вникать в речь преподавателя и материал на доске или экране;
– есть возможность широкого использования внешних ссылок и интерактивного материала, который не может быть использован в формате лекции. Например, видеоролики, ссылки на опыты в сети Интернет и т.п.;
– с помощью промежуточных вопросов можно контролировать усвоение пройденного материала: в стандартном формате лекций подобные действия неэффективны, так как охватывают малую часть аудитории и занимают время;
– возможна альтернативная организация курса, когда материал изучается студентами до лекции, а на аудиторном занятии происходит дискуссия и уточнение важного или сложного материала;
– проработанная структура лекций способствует подготовке к экзаменам или другим формам аттестаци/
Курс предназначен для студентов ФМО ИЕНиТБ приизучении Физики, Методики обучения физики, а также для студентов ПТК СапхГУ для освоения дисциплины Физика.
- Преподаватель: Смирнова Марина Александровна