ВО

1. Цели и задачи дисциплины

Целевой установкой курса « Токсикологии» является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах

повреждающего действия токсических веществ, возникновения, развития и исходов интоксикаций, принципах их выявления, и профилактики; с помощью этих знаний обучить умению устанавливать количественные характеристики токсичности, учитывать факторы, влияющие на токсичность, уточнять нормативные акты применительно к конкретным условиям, разрабатывать систему мер, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья, работоспособности людей, контактирующих с токсикантами. Задачей является токсикологическая оценка новых химических веществ и их регламентация – установление предельно допустимых концентраций (ПДК). В связи с тем, что часто имеет место воздействие на человека одновременно нескольких химических факторов, изучение совместного влияния комплекса токсических веществ и других факторов (например, внешней среды) является одним из направлений современной токсикологии.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Курс «Токсикология» является обязательной частью в блоке дисциплин и направлен на формирование современных представлений о деятельности токсических веществ и их действий на организм человека.

Она основана на курсах «Физика», «Химия», «Математика», «Физиология».

Знания и навыки, полученные при изучении данных дисциплин, используют при изучении курсов «Ноксологии», «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности».

При изучении указанных дисциплин (пререквизитов) формируются «входные» знания, умения, опыт и компетенции, необходимые для успешного освоения дисциплины «Токсикология».

В результате освоения дисциплин (пререквизитов) студент должен знать классификацию токсичных веществ, их природу и характеристики, источники, свойства.

Механизмы воздействия токсичных веществ различной природы на организм человека, способы профилактики и защиты от этих веществ.

3.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с индикаторами достижения компетенций

ПК-9 Способен. анализировать механизмы воздействия опасностей на человека

ПК-9.1. Знает характер взаимодействия организма человека с опасностями, с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов.

ПК-9.2. Умеет проводить измерения уровней опасностей, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации.

ПК-9.3. Владеет навыками установления нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду.

Аннотация рабочей программы дисциплины
Б1.В.ДВ.05.01 «ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ, ДАТЧИКИ И ПРИБОРЫ»
название дисциплины
20.03.01 Техносферная безопасность
профиль «Безопасность технологических процессов и производств»
направление (специальность), профиль (специализация)
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины является формирование профессиональной культуры проведения измерений различных физических величин, систематизированных знаний о средствах построения измерительных преобразователей и их метрологических характеристиках, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения эффективного контроля параметров технологических процессов и выполнения на современном уровне научных исследований.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Наименование дисциплины
Блок ОПОП
Технические измерения, датчики и приборы Б1.В.ДВ.05.01 Вариативная часть
Логическая взаимосвязь с другими частями ОПОП
Наименование предшествующих дисциплин на которых базируется данная дисциплина
Высшая математика, Инженерная графика, Информатика, Метрология, стандартизация и сертификация, Основы потенциально опасных технологий и производств
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовности обучающегося:
Знать
− общую теорию измерений, взаимозаменяемости;
− основные закономерности измерений влияния качества измерений на качество конечных результатов метрологической деятельности, методов и средств обеспечения единства измерений;
− физические основы измерений, систему воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствами измерений;
− способы оценки точности (неопределенности) измерений и испытаний и достоверности контроля;
Уметь
− пользоваться основными средствами контроля качества среды обитания;
− методы и средства поверки (калибровки) и юстировки средств измерения
Быть готовым
− выполнять измерения с помощью современной аппаратуры с заданной точностью
Теоретические дисциплины и практики, в которых используется материал данной дисциплины
Надежность технических систем и техногенный риск, Производственная безопасность, Машиноведение, Прикладные средства проектирования систем безопасности на производстве
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Технические измерения, датчики и приборы» направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и требованиями к результатам освоения ОПОП по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность»: ОК-11 способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций ОК-12 способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач ОПК-3 способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности ПК-3 способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники ПК-4 способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности ПК-7 способностью организовывать и проводить техническое обслуживание, ремонт, консервацию и хранение средств защиты, контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты ПК-14 способностью определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду ПК-15 способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации ПК-17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска ПК-18 готовностью осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их безопасности, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации ПК-23 способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ
- основные закономерности измерений, влияние качества измерений на качество конечных результатов метрологической деятельности, методов и средств обеспечения единства измерений;
- методики выполнения измерений;
- физические основы измерений, систему воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствами измерений; способы оценки точности (неопределенности) измерений и испытаний и достоверности контроля;
УМЕТЬ
- реализовывать простые технологические алгоритмы измерения, контроля, хранения, передачи, управления и обработки технологической информации;
- ориентироваться в многообразии существующих измерительных и преобразовательных технических средств, уметь обосновать их правильный выбор и использование
ВЛАДЕТЬ
- способностью учитывать современные достижения технологий в области автоматизации для обеспечения техносферной безопасности;
- навыками обработки экспериментальных данных и оценки точности (неопределенности) измерений, испытаний и достоверности контроля; работы с вычислительной техникой, передачи информации в среде локальных сетей Internet.

Аннотация рабочей программы дисциплины
Б1.Б.20 «ТЕПЛОФИЗИКА»
20.03.01 Техносферная безопасность
профиль «Безопасность технологических процессов и производств»
направление (специальность), профиль (специализация)
1. Цели освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Теплофизика» является получение знаний о методах преобразования, передачи и использования теплоты, а также о принципах действия и конструктивных особенностях тепловых машин, аппаратов и устройств.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Наименование дисциплины
Блок ОПОП
Теплофизика
Б1.Б.20 Базовая часть
Логическая взаимосвязь с другими частями ОПОП
Наименование предшествующих дисциплин на которых базируется данная дисциплина
Химия, Физика
Требования к «входным» знаниям умениям и готовности обучающегося:
Знать
основные законы преобразования энергии, законы термодинамики и тепломассообмена;
термодинамические процессы и циклы;
основные свойства рабочих тел, применяемых в отрасли.
Уметь
проводить термодинамические расчеты рабочих процессов в теплосиловых установках и других теплотехнических устройствах, применяемых в отрасли.
Быть готовым
навыками подбора материала для организации требуемой теплопередачи; методами анализа причин возникновения потерь при термодинамических процессах.
Теоретические дисциплины и практики, в которых используется материал данной дисциплины
Механика, Технология и оборудование отрасли и др.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:

Компетенции
ОК-6
способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей и готовностью к использованию инновационных идей
ОК-8
способностью работать самостоятельно
ОК-10
способностью к познавательной деятельности
ОК-11
способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций
ОПК-1
способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ПК-4
способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности
ПК-5
способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и окружающей среды от опасностей
ПК-7
способностью организовывать и проводить техническое обслуживание, ремонт, консервацию и хранение средств защиты, контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты
ПК-19
способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности
ПК-22
способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
ПК-23
способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
• принцип действия и устройства теплообменных аппаратов, теплосиловых установок и других теплообменных устройств, применяемых в отрасли;
• основные способы энергосбережения;
• связь теплоэнергетических установок с проблемой защиты окружающей среды.
уметь:
• проводить теплогидравлические расчеты теплообменных аппаратов;
• рассчитывать и выбирать рациональные системы теплоснабжения, преобразования и использования энергии, рациональные системы охлаждения и термостатирования оборудования, применяемого в отрасли;
• рассчитывать тепловые режимы энергоустановок из узлов и элементов.
владеть:
• способами расчета количества теплоты;
• методами проектирования;
• способами оперативного реагирования на воздействия внешних изменений в автоматизированном режиме для сокращения времени доступа к объекту взаимодействия.